«ПОПОЛЬ ВУХ» (Popol Vuj)

     «ПОПОЛЬ ВУХ» (Popol Vuj), самый известный и единственный дошедший до наших дней (не в оригинале) эпос майя. Стал известен благодаря Шарлю Этьену Брассеру де Бурбуру, который в 1855 году обнаружил и опубликовал на французском языке перевод эпоса 1734 г., сделанный монахом-доминиканцем Хименесом, который обнаружил рукопись в Санто-Томас-Чувило (Гватемала), где в 1701—1703 он был настоятелем монастыря. Сам оригинал, на который опирался Хименес, предположительно был написан по материалам сказаний в середине XVI в. в Санта-Крус-дель-Киче (Гватемала).

Манускрипт не имеет деления на главы или параграфы, текст в нём составляет единый массив, начинаясь от сотворения мира и заканчиваясь событиями начала XVIII века, что вполне соответствует мировосприятию индейцев, в понимании которых история есть единое и неделимое целое, сколь долго бы она ни продолжалась. Современным четырёхчастным делением и делением на главы внутри частей переводчики и исследователи «Пополь-Вух» также обязаны Брассёру де Бурбуру. Несмотря на то, что текст представлен в виде прозы, в его стилистике присутствует параллелизм — прием, характерный не только для майяской поэзии, но и для поэзии Мезоамерики в целом.

Тексты «Пополь-Вух» разделены Бурбуром по частям, в каждой из которых описывается легендарная история народа киче. Первые исследователи, работавшие с эпосом, заостряли своё внимание на явном христисанском влиянии, что свидетельствует о составлении текста эпоса в колониальный период. В частности, прослеживалась параллель первых частей эпоса и книги Бытия, где описывается изначальная Вселенная и сотворение мира. Но так же в содержании эпоса отражены древние концепции о модели мира и образы, связанные с ней: дерево с мертвыми головами вместо плодов — Мировое древо, площадка для игры в мяч как спуск в подземный мир, сюжет с 400 юношей и Сипакной — появление созвездий Плеяд и т.д.

Первая часть эпоса описывает сотворение богами мира и первых людей, а затем — убийство близнецами Хун-Ахпу и Шбаланке чудовища Вукуб-Какиша и его сыновей — Сипакны и Кабракана. Начало второй части рассказывает о Хун-Хун-Ахпу и Вукхуб-Хун-Ахпу, отце и дяде близнецов. Их страсть к игре в мяч была замечена владыками Шибальбы, которые пригласили героев на поединок, но вместо игры они обрели смерть. Затем описывается, как Иш Кик, дочь одного из владык Шибальбы, забеременела от мертвой головы Хун-Хун-Ахпу и, сбежав из преисподней в мир людей, выносила и родила близнецов-героев. Близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке воспитывались бабушкой Шмукане, а когда выросли, узнали о том, что случилось с их родителем и дядей. Когда владыки Шибальбы пригласили и их, они прошли все испытания и козни, устроенные богами тьмы. После испытаний юноши сами прыгнули в огонь и погибли, но позднее возродились и хитростью убили владык. Те, кто выжил, подчинились близнецам, которые затем вознеслись на небо, превратившись в солнце и луну.

Библиография:

Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. Истоки представления о модели мира. М.:Ладомир, 1999.

Ершова Г.Г. Духовные представления древних майя. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 2003. //www.dissercat.com/content/dukhovnye-predstavleniya-drevnikh-maiya

Кинжалов Р. В. Искусство древних майя. Л.: Искусство, 1968.

Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Отв. ред. Кнорозов Ю.В. Л.: Наука, 1971.

«Пополь Вух»//Священные письмена майя: Антология. СПб.: Пальмира, 2017.

Рус, Альберто. Народ майя. М.: Мысль, 1986.