Ягуар

     Ягуар (лат. Panthera onca; esp. Jaguar o tigre, maya Balam, Chacmool o Chacbolay) – вид хищных млекопитающих семейства кошачьих, один из представителей рода пантера, который относится к подсемейству больших кошек. Единственный представитель рода на территориях Северной и южной Америки. Ареал обитания простирается от южной границы США через всю Центральную Америку до севера Аргентины. Ведет одиночный образ жизни, является высшим хищником в регионе. 

В культуре майя ягуар являлся одним из важнейших представителей сакральной фауны. образ ягуара неизменно ассоциировался с правящим классом. В изображениях правителей и придворных сценах фигура царя часто изображается облаченной в шкуру ягуара. Также шкурой кошачьего могли застилаться троны, которые в ряде случаем были изготовлены в виде ягуара (ягуарий трон из Чичен-Ицы).

Помимо ассоциаций с правителем, образ ягуара отождествлялся с войной: нередки случаи изображения воинов, облаченных в пятнистые шкуры, или же наделенных атрибутами животного.

Хотя в изобразительном искусстве майя ягуар изображался весьма натуралистично, в росписях по сосудам он никогда не изображается стоящим на четырех лапах. ему всегда придаются антропоморфные черты за счет позы и множества украшений, которыми наделяется данный персонаж. 

Образ ягуара в майяской картине мира многогранен и имеет множество аспектов, многие из которых формируются еще у ранних культур в Доклассический период, в частности – у ольмекской, в рамках которой сформировались основные представления о картине мира и связаные с ней образы. которые потом переймут последующие культуры, в том числе и майя.

Среди образов животных в искусстве ольмеков наиболее популярны изображения ягуара. Этот представитель семейства больших кошек ассоциировался с силой, властью, а также мужским началом. Кроме того, практически все изображения ягуаров (или синкретических образов животных с ягуарьими чертами) в ольмекском искусстве сопровождаются или знаком tooc, указывающим на небесное происхождение персонажа, или контуром пещеры. Связь символического изображения входа в пещеру и образа ягуара указывает на то, что данное животное являлось стражником входа в Пещеру Предков. Однако, в ольмекском искусстве встречаются изображения входа в пещеру непосредственно в виде раскрытой пасти ягуара. Иллюстрацией этого служит стела D, Трес-Сапотес. Центральный рельеф изображает трех персонажей в статичных позах, один – коленопреклоненный. Центральная фигура принадлежит мужчине. Исходя из наличия богатого головного убора характерной формы можно предположить, что это изображение правителя или знатного человека. Фигура справа изображает старого персонажа, судя по наличию бороды и посха в руках. Коленопреклоненный персонаж слева держит центральную фигуру за руку. На его голове, вероятно, присутствовал головной убор в виде скорпионьего хвоста, что может быть указанием на то, что данный антропоморфный образ может являться персонификацией одного из созвездий Зодиака. Однако, в контексте этого раздела наибольший интерес в данной стеле вызывает непосредственно ее форма: она представляет собой морду ягуара с раскрытыми челюстями, и центральная сцена рельефа расположена как бы внутри них. Таким образом, можно сказать, что это является изображением сцены в мире мертвых, центральная фигура – душа умершего человека, боковые персонажи – сверхъестественные существа, обитающие в Пещере. 

Также в ольмекском искусстве для изображения входа в Пещеру Предков использовалось изображение раскрытой пасти ягуара. Подобный образ сохранялся на протяжении долгого периода и был принят культурой Исапы, также оказавшей сильное художественное влияние на своих ближайших соседей. Образ ягуара по-прежнему почитается и является распространенным изобразительным мотивом в искусстве. Однако, вскоре изображение кошачьего стало наделяться чертами рептилии, и образ ягуара был вытеснен образом змеи. 

Формирование образа мифического животного, сочетающего в себе черты кошачьего и рептилии, происходит в культуре Исапы и распространяется по всему региону Тихоокеанского побережья и Альтиплано. Но наиболее широкое отражение данный зооморфный образ нашел в зоне Коцумальгуапы, конкретно – в памятниках городища Эль Баул. Из этого городского центра происходят одни из наиболее известных доклассических изображений ягуаров. Монумент 14 представляет собой скалящегося ягуара, сидящего на задних лапах, в то время как передние прижаты к груди. Можно заметить гипертрофированные половые органы, которые отчетливо видны в нижней части туловища животного. Подобный акцент на мужских половых отличиях вновь относит к ольмекской иконографии, где впервые появляются подобные изображения ягуара. Связано это с тем, что термин t’on, которым ольмеки именовали зверя, имеет несколько переводов: первый вариант – «ярый», второй же вариант перевода – непосредственно «тестикул».

Помимо вышеуказанного, ягуар также является персонификацией одного из тринадцати созвездий майяского зодиакального круга и отождествляется с созвездием Рыбы. Интерпретировать изображение кошачьего как имперсонацию созвездия можно по наличию рядом с ним морфемы tooc , а также – по наличию “мертвых глаз” на его украшениях. 

Помимо указания на принадлежность ягуара к числу животных-персонификаторов созвездий зодиакального круга, складывается представление об определенной функции ягуара на «Большом пути», который должна была преодолеть душа умершего человека для последующей реинкарнации. В текстах «Формул возрождения», упомянутых ранее, фигурирует персонаж, которого называют «хозяином ягуара», и который отвечал за очищение призрака путем вливания «огненной жидкости» через задний проход, а затем уменьшение призрака для последующего переноса на небо и превращения в звезду. Считалось, что за это же отвечает непосредственно сам ягуар. В росписях по сосудам можно встретить изображения ягуаров, который изрыгает жидкость в сосуд (К№3312). Такой тип изображения мог сложиться в виду возможных наблюдений за поведением животного в природе: чтобы почистить желудок, ягуар ест траву и затем изрыгает ее.

Также есть изображения кошачьих, которые держат в лапах клизму, с помощью которой и осуществлялось вливание той самой «огненной жидкости». По поводу наличия этого атрибута у кошачьего все не так однозначно: есть мнение, что такое изображение относится к связи ягуара с шаманскими практиками, в процессе которых через клизму в организм вводилось наркотическое вещество. Однако, в виду четкого указания на подобные действия ягуаров в контексте «Формулы возрождения», являющихся погребальными текстами, подобная иконография имеет двойной смысл. Чтобы верно его определить, нужно анализировать ее в общем контексте сюжета, в котором появляется данный элемент.

Связь ягуара с заупокойным культом и загробным миром определяет наличие данного животного на многочисленных монохромных и полихромных погребальных керамических урнах. В виде голов кошачьих могли быть выполнены или объемный декор на тулове, или же ручки крышки, или ручки для переноса урны. 

Помимо этого, ягуар ассоциировался с солнечным божеством. Так, рельефное изображение божества на керамической курильнице из Паленке носит в себе черты кошачьего. Поэтому ягуара принято отождествлять с ночным солнцем, периодом затмения и подземным миром, так как ягуар обитает в глубине джунглей и ведет скрытный, преимущественно ночной образ жизни.

Традиция почитания ягуара не исчезла с испанским завоеванием. Во многих современных индейских поселениях сохранились праздники с символическими элементами, которые ассоциируются с кошачьими – и в особенности с ягуаром. Во время таких празднеств танцоры носят маски ягуаров.

Библиография:

Michael D. Coe. The Maya Scribe and His World. The Groiler Club, 1973. – 110 p.

Oswaldo Chinchilla Mazariegos. Cotzumalguapa: la Ciudad Arqueologica El Baul – Bilbao – El Castillo. F&G. Editores, Guatemala, julio de 2012, 144 pag.

Oswaldo Chinchilla Mazariegos. Imágenes de la mitología maya. Primera edición, Guatemala, 2011. – 255 pag.

Mamíferos de la Península de Yucatán. Editorial Dante S.A. de C.V. Mérida, Yucatán, 2da edición, Septiembre de 2009.

Zoología Hispanoamericana. Vertebrados. Publicada bajo la dirección de Luis Cendrero. Editorial Porrua, S.A. Av. República Argentina, 15, México, 1972. 

Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. Истоки представления о модели мира. М.:Ладомир, 1999. – 132 с.

Ершова Г.Г. Духовные представления древних майя. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 2003. – 395 с. //www.dissercat.com/content/dukhovnye-predstavleniya-drevnikh-maiya

Кинжалов Р. В. Искусство древних майя. Л.: Искусство, 1968. – 200 с.

Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.-Л.: Наука, 1963.