БАЛАМКУ (Balamkú), майяский городской центр в шт. Кампече (Мексика). Находится в 100 км на восток от Эскарсеги, в 3 км от Конуаса и в 180 км от Четумаля. Название городу дал археолог Флорентино Гарсиа Крус: ku — храм, bolon — ягуар. Название произошло от стукового рельефа, обнаруженного в данном центре.
В археологической зоне расположены различные архитектурные группы, распределенные по секторам в джунглях. На севере комплекса находится водоем.
Заселение города происходило с нескольких сотен лет до н.э. и продолжалось до Х в н.э.
Архитектонические структуры города можно разделить на южную, центральную и северо-западную группы. Преобладающим стилем в архитектуре Б. был стиль Петен, получивший развитие в первые века н. э.
Южная группа. В центре группы находится пирамидальная платформа высотой в 10 м. Вокруг располагаются здания, формирующие четыре площади. Пирамида была построена в ранний классический период (250-600 гг н.э.) и вскоре была перекрыта другой. В верхней части постройки находится храм, фасад которого представлял собой маскарон в виде зооморфного персонажа — один из самых ранних примеров фасадов подобного типа в данном регионе. В северной части южной группы можно увидеть примеры домов городской элиты: каменные постройки, облицованные резными каменными плитами, некоторые из которых имеют форму маскаронов. В некоторых комнатах присутствуют широкие скамьи.
Центральная группа. Состоит из порядка 30 архитектурных сооружений, расположенных вокруг трех больших площадей. Первые конструкции были облицованы резным шпоном в стиле Рио Бек: закругленные углы, выложенные из камней колонны и входы в комнаты — некоторые со скамьями. Сводчатые крыши и лестницы, обрамленные баллюстрадами, утрачены. Три платформы располагаются на севере площади.
Пирамидальный фундамент в северо-западном секторе. В результате периодических разграблений была разобрана конструкция, соответствующая последним этапам строительства, демонстрируя большой участок более ранней структуры, находящейся под ней. Это был орнаментированный стуковый рельеф. На некоторых его элементах сохранились частицы оригинального пигмента, в основном красного, но так же некоторые детали вишневого, черного и синего цвета. Изобразительные мотивы на этом здании соответствуют мотивам на фризе его главного фасада. Они расположены над тремя входами и символически демонстрируют противоположные и дополняющие друг друга аспекты майяского видения мира. Нижний уровень рельефного фриза был заполнен четырьмя изображениями хтонического монстра, по одному на каждой стороне света, чередуясь с изображениями ягуаров. Верхняя часть каждой фигуры хтонического чудовища представляет собой щель, из которой появляются жабы по левую сторону от зрителя, и крокодилы — по правую. Из открытых пастей амфибий появляются фигуры священных господ, правителей классического периода, сидящих на тронах, покрытых шкурой ягуара. Изображения на этом рельефном фризе показывают сверхъестественную природу правителей, которые напрямую связаны с богами и их могущественными символами.
В Б. было развито иероглифическое письмо, но на сегодняшний день известны лишь фрагменты некоторых стел.
Библиография:
Mayas: guia de arquitectura y paisaje. The Maya: an architecture and landscape guide. Ciudad de Mexico, 2010.
Simon Martin, Nikolai Grube. Chronicles of Mayan Kings and Queens. Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. Thames & Hudson Ldt, 2000.