ЧИЧÉН-ИЦÁ (Chichén-Itzá)

      ЧИЧÉН-ИЦÁ (Chichén-Itzá), археологический комплекс майя на севере шт. Юкатан (Мексика) в 120 км. от Мериды.

Основана в VIII в. н.э. Во 2-й половине IX в. в правление К’ак’упакаль-К’авиля в союзе с Эк’-Баламом подчинила себе значительную часть центрального Юкатана. В Х в. Ч.-И. захвачена тольтеками. В середине XI в. стала столицей тольтекского государства; через порт на о. Исла-Серритос контролировала морскую торговлю между Мексикой и юго-восточной периферией Мезоамерики. Керамический комплекс Сотута продолжает традиции предшествующей эпохи, но включает в себя импортную изящную оранжевую керамику с побережья Мекс. залива и «свинцовую» керамику с тихоокеанского побережья. Первые свидетельства использования металла (золото, медь). По археологическим данным Ч.-И. приходит в упадок в сер. – 2-й пол. XI в.; согласно позднейшей исторической традиции она пала в кон. XII – нач. XIII вв. в результате восстания подвластных городов. В постклассическое время продолжала оставаться объектом паломничеств.

Архитектура IX в. носит черты стиля Пуук (т.н. «Старый Чичен» – «Монастырь», «Группа начальной серии» и др.). Иероглифические надписи (832-890) в основном на элементах архитектурного декора (притолоки, панели, косяки и др.). Политические и идеологические изменения в X в. отражаются в широком распространении центральномексиканской иконографии (т.н. «майя-тольтекский» или «международный» стиль), замене иероглифической письменности майя центральномексиканской). Основной мотив искусства Ч.-И. – правитель под эгидой божества Кецалькоатля-К’ук’улькана. В историографии XX в. (А. Тоззер, Э. Томпсон, Ю.В. Кнорозов) это связывалось с масштабным вторжением тольтеков и мексиканизированных майя (путуны или ица), но археологических свидетельств такого вторжения не существует. Постройки X в. («Новый Чичен») расположены в 2,5 км к юго-востоку от старого центра (Большая платформа): центральная пирамида К’ук’улькана или Эль-Кастильо (24 м в высоту, 55 м в основании), площадка для игры в мяч, Верхний и Нижний храмы Ягуаров, Храм Воинов и др. Священный сенот являлся объектом паломничества, в нем обнаружено большое число приношений из камня, дерева, кости, раковин, золота и др., человеческие жертвы.

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 2007 г признана одним из новых чудес света.

Библиография:

Coggins C., Shane O. Cenote of Sacrifice: Maya Treasures from the Sacred Well at Chichén Itzá. Austin, 1987;

Mayas: guia de arquitectura y paisaje. The Maya: an architecture and landscape guide. Ciudad de Mexico, 2010.

Piña Chan R. Chichén Itzá. La ciudad de los brujos del agua. México, 1980;

The Lowland Maya Postclassic. Austin, 1985;

The Terminal Classic in the Maya Lowlands: Collapse, Transition, and Transformation. Boulder, 2004;

Tozzer A. Chichén Itzá and its Cenote of Sacrifice: a Comparative Study of Contemporaneuos Maya and Toltec. Cambridge (Mass.), 1957.

Гуляев В. И. Города-государства майя. М., 1979;

Гуляев В.И. Забытые города майя: Проблемы искусства и архитектуры. М., 1984;

Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Отв. ред. Кнорозов Ю.В. Л.: Наука, 1971.

Кинжалов Р.В. Искусство индейцев майя. Л.: Наука, 1975.

Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.-Л.: Наука, 1963.

Кнорозов Ю.В. Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда как историко-этнографический источник // Ланда, Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. — М.; Л., 1955

Ланда, Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. — М.; Л., 1955