КАКАО, крупное дерево, в диком виде произрастающее на побережье Мексики, в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Достигает высоты 12 м. Ветви и листья располагаются по периферии кроны, где больше света. Плод крупный, ягодообразный, формой похож на лимон, но снабжён продольными бороздами, между которыми проходят валики; заключает от 20 до 60 крупных семян (какао-бобов), расположенных в несколько рядов и окружённых беловатой мякотью.
В культуре майя бобы какао имели следующие предназначения:
1. основа для изготовления одноименного напитка;
2. жертвенное подношение богам;
3. использование бобов в качестве счетов;
4. денежная единица;
5. сопровождающий инвентарь, который помещали в погребения.
Культура потребления какао была развита в обществе майя. Горячий какао ассоциировался с кровью, которая истекает из свежей раны и от нее исходит пар. Процесс приготовления напитка из бобов какао был трудоемким: зерна обжаривали, перемалывали на зернотерке, добавляли специи, замет смешивали с водой и нагревали. Особенно ценилась пена, которая в результате поднималась над напитком. Его наливали в специальные «шоколадные чайники»: сосуды с носиками, из которых пили пенное какао.
В представлениях майя о картине мира какао фигурирует в следущих контекстах:
1. Дерево какао — как Мировое древо, на котором произрастают плоды, зачастую имеющие форму человеческой головы. Подобный мотив иллюстрируется в эпосе «Пополь Вух« в описании дерева с чудесными плодами, на котором вместо плодов находятся черепа;
2. в текстах «Формул возрождения» плод какао — как душа умершего человека, прошедшая ритуал очищения в загробном мире, чтобы переродиться в мире живых;
3. Дерево какао — как тело каймана или богини какао;
Данные представления отображены в изобразительном искусстве майя в следующих аспектах:
1. В монументальной скульптуре и мелкой
пластике — как тело каймана (стела 25 Исапы, панель храма Осарио Чичен-Ицы);
2. В монументальной скульптуре и росписях по сосудам — дерево, плоды которого имеют человеческие лица (мон. 21 Бильбао);
3. В мелкой пластике — изображения богини какао с плодами, произрастающими из ее тела;
4. В монументальной скульптуре и рукописях — плод какао как подношение божествам (мон. 4,5,6 Бильбао; Дрезденский кодекс);
5. Какао как декоративный элемент на тулове, венчиках и крышках погребальной керамики;
6. В росписях по сосудам и мелкой пластике — изображения животных с бобами какао на шеях, или же поедающих какао (в основном, обезьяна);
7. В росписях по сосудам — сцены потребления горячего какао;
8. Боб какао как изображение нуля в майяской системе счета.
Библиография:
Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. 1566. Перевод со старо-испанского, вводная статья и примечания Ю.В. Кнорозова. — М.: Книга по требованию, 2012.
Ершова Г.Г., Беляев Д.Д. Взбивая пену шоколада: Какао в древней Америке. — М.: Этерна, 2012.
Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. Истоки представления о модели мира. М.:Ладомир, 1999.