МИРОВОЕ ДРЕВО, мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания.
В представлениях майя о картине мира с мировым древом ассоциировались сейба и дерево какао. Оно связывало подземный и верхний миры. Корни его питались подземными водами, а крона пересекала небесные пространства. По его стволу души умерших переходили из одного мира в другой.
В изобразительном искусстве майя изображается следующим образом:
1. В монументальной скульптуре и росписях по сосудам — дерево с плодами, которые или выглядят, как человеческие головы, или имеют человеческие лица. Данный дарзаичный мотив илюстрируется в позднем источнике, эпосе «Пополь Вух«, где описывается дерево в мире мертвых, на ветви которого владыки Шибальбы насадили отрезанную голову Хун-Ахпу.
2. В монументальной скульптуре и мелкой пластике — как тело каймана, где голова рептилии — нижняя часть, представленная в виде ракушки, а хвост — крона. На теле каймана произрастают плоды какао.
3. В мелкой пластике — как тело богини какао, из которого растут плоды. Данный образ весьма архаичен и был распространен в регионе Тихоокеанского побережья Гватемалы в начале классического периода.
Библиография:
Oswaldo Chinchilla Mazariegos. Imágenes de la mitología maya. Primera edición, Guatemala, 2011.
Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. Истоки представления о модели мира. М.:Ладомир, 1999.
Ершова Г.Г. Духовные представления древних майя. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 2003. //www.dissercat.com/content/dukhovnye-predstavleniya-drevnikh-maiya