НЕБЕСНАЯ РЕПТИЛИЯ, зооморфный образ, в представлениях майя о модели мира отождествлявшийся с Млечным Путем. Представлялся как тело каймана или Пернатого Змея.
Небесная рептилия и пояс зодиакальных созвездий связаны с верованиями о реинкарнации души человека и о «Большом пути«, которй она преодолевает с момента смерти до перерождения. Формирование этих представлений связаны с наблюдениями древних астрономов, в ходе которых ими было замечено, что солнце заходит с одной стороны Млечного пути и восходит с другой. Заход и восход солнца с одного и того же конца Млечного пути означал конец года. Возобновление зазодов и восходов с разных сторон Млечного пути стало стало одной из основ для формирования представлений о реинкарнации души. Так же, согласно наблюдениям древних ученых, Млечный Путь делит пополам ночное небо, а его концы накладываются на созвездия зодиакального круга: с одной стороны — на Тельца и Близнецов («хвост»), и на Стрельца и Змееносца с другой (начало). По представлению юкатанских майя, Млечный путь как бы соединяет по небу крупные городские центры: начиная с Тулума, проходя через Коба, Чичен-Ицу и Ушмаль, и крайней точкой оказывается искусственный остров Хайна, служивший для майя некрополем. По своему расположению в данной «цепочке» остров Хайна совпадал с «пастью» Небесной Рептилии, которая семантически стала связываться со входом в Пещеру Предков, т.е. в загробный мир.
Мотив пасти Небесной Рептилии как входа в Пещеру Предков начал формироваться в ольмекский период. На стелах из Чалькатцинго изображается змея с открытой пастью, над которой располагался символ пещеры. В искусстве Исапы вход в Пещеру изображался как закрытая пасть змеи. В Дрезденском кодексе на первых страницах Небесная Рептилия изображена в виде каймана, из пасти которого виднеется фигура божества.
Библиография:
Michael D. Coe. The Maya Scribe and His World. The Groiler Club, 1973.
Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. Истоки представления о модели мира. М.:Ладомир, 1999.
Ершова Г.Г. Духовные представления древних майя. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 2003. //www.dissercat.com/content/dukhovnye-predstavleniya-drevnikh-maiya