ТАНЕЦ в культуре майя неразрывно связан с поэзией и драматическим искусством. Все драматические постановки включали в себя танец, из чего следует более корректное название — танцевально-драматические постановки. Так, исходя из их содержания, можно сказать, что танец содержал в себе изложение исторических событий и мифов. О древних танцах майя известно крайне мало. Основной материал может быть почерпнут только из изображений на памятниках искусства и сведений из испанских хроник.
Существовали определенные каноны, предписывавшие строгую последовательность поз, линий и экспрессий. Некоторые позы были крайне сложными;
особое внимание уделялось положению рук и их выразительности. Танцоры изображались в пышных костюмах, масках, наделялись различными украшениями и атрибутами. Существовали как мужские, так и женские танцы. Мужчины никогда не танцевали в паре с женщинами, кроме как в эротическом танце, связанным с культом плодородия.
Танец майя не носил развлекательной функции. Он представлял собой ритуал, в основном — жертвоприношение, которым он завершался. Данный вид танцев имел различные названия и детали в исполнении (участники, способ убийства жертвы). Это такие танцы, как «Танец Шибальбы», «Танец початка», «Танец людей киче» и др.
Кроме этого, существовал второй вид танцев, которые непрерывно длились целый день и исполнялись на празднествах в честь божеств и храмов («Танец огненного очищения»).
Существовал вид танцев, связанных с профессиями или с определенными общ » ественными группами: танец охотников, явно имеющий генетическую связь с более поздним танцем оленя; танец знатных лиц, танец жрецов и т.д. Все эти танцы совершались в праздничные дни, посвященные той или иной профессии
Некоторые танцы носили названия животных и, по всей видимости, имитировали их движения: броненосец, сороконожка, бабочка, ночная ласточка и т.д.
Еще одна группа танцев носит названия, указывающие на «технику исполнения»: танцы на ходулях, танцы с вращениями, со змееподобными движениями ряда танцоров и т.д.
Библиография:
Barrera-Vásquez A. 1965. El Libro de los cantares de Dzibalche. México.
Coe W.R. 1965b. Tikal: ten years of study of a maya ruin in the lowlands of Guatemala. Exp. v. 8, №1.
Fuentes y Guzman Fr. A. 1882-1883. Historia de Guatemala o Recordación Florida escrita el siglo XVII, v. I.
Herrera y Tordesillas A., de. 1726-1730. Historia general de los hechos de los castellanos en las islas i tierra firme del mar oceano. Madrid.
Kidder A. V. and C. S. Chinchilla. 1959. The Art of ancient Maya. New York.
Kurath G. P. 1967. Drama, Dance and Music. HMAI, v. 6.
Kurath G. P. and S. Marti. 1964. Dancers of Anahuac. The choreography and music
of precortesian dances. VFPA, 38.
Oswaldo Chinchilla Mazariegos. Imágenes de la mitología maya. Primera edición, Guatemala, 2011.
Ponce A. 1873. Relación breve y verdadera de algunas cosas de las muchas que sucedieron al Padre Fray Alonso Ponce… en las provincias de la Nueva España. t. I.
Shultze-Jena L. 1933. Indiana. Bd. I. Leben, Glaube and Sprache der Quiche von Guatemala. Jena.
Webster H. T. 1963. Tikal graffiti. Exp. v. 6. №1.
Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. 1566. Перевод со старо-испанского, вводная статья и примечания Ю.В. Кнорозова. — М.: Книга по требованию, 2012.
Кинжалов Р.В. Искусство индейцев майя. Л.: Наука, 1975.
Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Отв. ред. Кнорозов Ю.В. Л.: Наука, 1971.
Фрид Н. 1958. Улыбающаяся Гватемала. (Путевые очерки и зарисовки). М.