Абах-Такалик (киче Tak’alik A’baj)

     АБАХ-ТАКАЛИК (Tak’alik A’baj), древний город на Тихоокеанском побережье Гватемалы. Ныне принадлежит деп. Реталуэу. Находится на юго-западе страны, ок. 45 км от границы с Мексикой и ок. 40 км от Тихоокеанского побережья. Расположен на высоте ок. 600 м над уровнем моря.

Основной период заселения приходится на середину доклассического-позднего постклассического периодов. Расцвет городского центра начался в поздний доклассический период, что ознаменовалось началом активной постройки архитектурных сооружений и выработной определенного типа керамики, состав которой включал в себя красную пасту и пемзу. В ранний классический период претерпевает влияние Теотиуакана, что отражается в новом стиле керамики в стиле “наранхо”. В поздний классический период (ок. 1000 г н.э.) произошло завоевание данного региона народом киче, что отражается в сильном влиянии искусства захватчиков на местные стили. К раннему постклассическому периоду новый стиль керамики стал доминирующим. Полное замещение локальных стилей новыми указывает на оставление города коренными жителями. А.-Т. являлся важным торговым, церемониальным и политическим центром. Он был важной точкой на самом протяженном торговом пути Доклассического периода: города, которые были соединены этим путем. находились на расстоянии 45 км друг от друга. Изучение фрагментов обсидиана, найденного в этом археологическом комплексе, выявило, что большинство из них происходит из высокогорья Гватемалы и других регионов страны. Имеются данные о контакте с Каминальхуйу, а также – о расширении контактов с другими районами Тихоокеанского побережья. В этом расширенном пути К. и А.-Т. были двумя основными центрами.

Архитектурные сооружения А.-Т. были построены на десяти искусственно созданных террасах, общая площадь которых составляет 650 га. На сегодняшний день сохранились непосредственно сами насыпи и фундаменты зданий, которые были построены из вулканического камня. Перед постройками находились произведения монументальной скульптуры, что говорит о начале формирования организации акрополя: архитектурная постройка и комплекс стела + алтарь перед ней. Доклассические постройки строились на фундаменте из вулканического камня, смешанного с глиной. Позже в зданиях стали использвать ступенчатые структуры с лестницами, выложенными из круглой гальки. Наиболее важными структурами А.-Т. являются:

     Центральная группа, включающая в себя террасы 1-5. Состоит из 39 построек, расположенных вокруг площадей, открытых с северной и южной сторон.

     Западная группа, состоящая из 21 сооружения на террасе 6.

     Северная группа занимает террасы 7-9, которая не несет никаких доказательств искусственного выравнивания. Ее постройки относятся к поздней Классике-ранней Постклассике. Для строительства были использованы иные методы, чем в Центральной группе, с применением уплотненной глины и без каменной облицовки.

     Южная группа расположена за пределами ядра комплекса, примерно в 0,5 км от Центральной группы. Состоит из 13 курганов.

Город имел развитую систему канализации, в которую входили каменные каналы, имевшие функцию стока и поддерживавшие целостность основной архитектуры. В целом в А.-Т. были обнаружены остатки 25 водных каналов.

А.-Т. можно поместить между ольмеками и майя как во временном, так и в пространственном отношении, так как памятники данного археологического комплекса имеют в себе черты, присущие двум вышеуказанным культурам. О влиянии ольмеков свидетельствуют памятники монументальной скульптуры, которые несут на себе изображение зооморфного существа с чертами кошачьего, выполненное в ольмекском стиле (мон. 93). Такие скульптуры выполнялись из цельного камня, который в последствии полировался. Сохранились памятники, где камню была оставлена его естественная форма. Встречаются изображения как антропоморфных персонажей, так и зооморфных. Выделяются изобразительные мотивы персонажей с большим животом; скульптуры в ольмекском стиле, изображающие “людей-ягуаров”. Помимо круглой скульптуры, пластическое искусство А.-Т. представлено стелами с нанесенными на них рельефными изображениями. По стилистике и изобразительным мотивам они напоминают стелы майя, однако, композиция внутри изображенных сцен очень плотная и хаотичная, лишенная ритма и организации, как в произведениях майяской монументальной скульптуры последующих периодов.

Библиография:

Adams, Richard E.W. (1996). Prehistoric Mesoamerica (Revised ed.). Norman: University of Oklahoma Press.

Adams, Richard E.W. (2000). “Introduction to a Survey of the Native Prehistoric Cultures of Mesoamerica”. In Richard E.W. Adams; Murdo J. Macleod. The Cambridge History of the Native Peoples of the Americas, Vol. II: Mesoamerica, part 1. Cambridge, UK: Cambridge University Press. pp. 1–44.

Coe, Michael D. (1999). The Maya. Ancient peoples and places series (6th, fully revised and expanded ed.). London and New York: Thames & Hudson.

Graham, John A. (1989). “Olmec diffusion: a sculptural view from Pacific

Guatemala”. In Robert J. Sharer; David C. Grove. Regional Perspectives on the Olmec. School of American Research Advanced Seminar series. Cambridge: Cambridge University Press. pp. 227–246.

Graham, John A. (1992). “Escultura en bulto Olmeca y Maya en Tak’alik Ab’aj: Su desarrollo y portento”. IV Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 1990 (edited by J.P. Laporte, H. Escobedo and S. Brady) (in Spanish).

Van Akkeren, Ruud (2005). “Conociendo a los Pipiles de la Costa del Pacífico de Guatemala: Un estudio etno-histórico de documentos indígenas y del Archivo General de Centroamérica”. XVIII Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 2004 (edited by J.P. Laporte, B. Arroyo and H. Mejía) (in Spanish).

Van Akkeren, Ruud (2006). “El Chinamit y la plaza del Postclásico: La arqueología y la etnohistoria en busca del papel de la Casa de Consejo”. XIX Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 2005 (edited by J.P. Laporte, B. Arroyo and H. Mejía) (in Spanish).

Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Отв. ред. Кнорозов Ю.В. Л.: Наука, 1971.