Алуш ( alux майя юкат. )

     Алуш ( alux майя юкат. ) – персонаж майяского фольклора, древний карлик-трикстер, дух природы. Согласно этому значению, алуши обитают в пещерах или карстовых провалах-сенотах, охраняя священные воды. Прообразы алушей встречаются повсеместно в Мексике и Центральной Америке. 

В более распространеном значении, алуш – глиняный человечек, который охраняет мильпу индейца, пугает воров, а также подшучивает над всеми, кто проходит мимо. Некий региональный образ домового.

Крестьяне лепили человечка из глины с примесью меда; затем из той же смеси ему лепили дом и собаку. Для того, чтобы вдохнуть жизнь в алуша, крестьяне тринадцать раз делали подношение богам в виде напитка сака. Приношение совершалось в самом центре поля: туда приносили домик для алуша, и самого карлика с собакой. Чтобы оживить их, крестьяне втирали в лицо алуша и морду собаки капли крови из своего пальца. И даже когда все тринадцать подношений были совершены, крестьянин все равно должен был каждые вторник и пятницу кромить алуша и его собаку своей кровью, чтобы они продолжали охранять его мильпу и урожай. 

Встреча с алушем не предвещала человеку ничего хорошего. Если человек вторгался в священные владения алуша, его могла поразить болезнь (сказка “Алуш из Усилы”) из-за “злого ветра”, насланного карликом.

Вор же, едва он перебирался через ограду на чужую мильпу, сразу оказывался под градом летящих в него камней, от чего он сразу терял разум. К тому же, на поле слышался лай собаки, хотя ее нигде поблизости не было видно. 

Когда урожай был собран, алуша следовало уничтожить, разбив его о камень. Таким образом, с началом нового сезона можно было спокойно вернуться к возделыванию участка, который в данный период времени охранять было незачем. Если же это не делалось, участок начинал оскудевать, так как алуш пугал или закидывал камнями всякого, кто мог бы причинить ему вред. Чтобы успокоить расшалившегося алуша, крестьянин должен был поднести ему напиток сака, а затем, чтобы окончательно от него избавиться, найти, где он прячется, и разбить его. Сделать это необходимо именно в полдень, так как в это время алуш всегда спит.

В настоящее время традиция изготовления алушей для охраны своих мильп сохраняется в майяских общинах, но уже не так распространенно.

Библиография:

Легенды, мифы и сказки индейцев майя. Отв. ред.: Г.Г. Ершова. М.: Л 33 Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002. 202 с.