БОНАМПÁК (Bonampák)

      БОНАМПÁК (Bonampák), археологический комплекс майя в шт. Чьяпас (Мексика) в долине р. Лаканхá. Доиспанское поселение разрозненно и занимает площадь 2 км2 . Основные постройки расположены на склонах холмов в центре долины, пролегающей от Сиерра де Кохолита до берегов реки. Исследования руин продолжаются, для посещения туристов открыты только комплекс главной площади и акрополь, который располагается на юге Бонампака. Именно там находится здание со знаменитыми фресками внутри.

Пик строительства в Б. приходится на классический период. В архитектуре ранних периодов присутствовало сильное влияние Йашчилана из-за близкого расположения этого городского центра. В поздние периоды наблюдалось то же самое. Из Йаш. происходят иероглифические тексты, в которых упоминаются правители Бонампака.

Монументальный центр города состоит из грандиозного акрополя, построенного на природной насыпи, которая ограничивает пространство центральной площади. Стелы 1 и 4 находятся на ее территории, в то время как стелы 2 и 3 находятся у подножия лестницы, ведущей к вершине акрополя. Три из этих стелах упоминают правителя Чан Муан, который также изображен на фресках.

     Большая площадь. Единственный комплекс, открытый для публики. Прямоугольное пространство размером 110х87 м. Его основная ось ориентирована с северо-запада на юго-восток.

     Акрополь и стела 1. Холм акрополя, ограничивающий площадь с южной стороны, покрыт террасами и архитектурными постройками. У его подножия находится стела 1 с изображением правителя Чаан Муана II, облаченного в богатые одежды и с высоким головным убором. В правой руке он держит церемониальный скипетр, в левой – щит с маскароном божества с чертами ягуара. Под ним расположен пояс с иероглифическими надписями, обозначающими имена его родителей, а также – его собственное.

     Храм фресок и стелы 2 и 3. Расположены на низкой платформе естественной насыпи: Храм фресок справа, остатки здания 2 в центре, здание 3 слева. Стелы расположены в пролете лестницы. На рельефе первой изображены фигуры Чаан Муана II, его супруги и его матери, совершающие обряд кровопускания; на второй изображен тот же правитель с пленником. На вершине лестницы справа находится Храм фресок, который имеет три дверных проема, ведущих в три разных помещения, декорированных настенными росписями.

     Фрески. Находятся в Храме фресок, в трех комнатах. Общая пл. – 144 м2 . По содержанию их можно поделить на пять сценических групп:

1. Приготовление к танцевальным празднествам (помещение 1).

2. Война и захват в плен противников (помещение 2).

3. Принесение пленников в жертву (помещение 2).

4. Танцевальный ритуал (помещение 3).

5. Жертвоприношение женщин из высших слоев общества (помещение 3).

Пространство внутри сцен плотно заполнено фигурами, композиции динамичны и экспрессивные. Колористическое решение демонстрирует неумение майя комбинировать и сочетать цвета.

Библиография:

Mary Ellen Miller. The murals of Bonampak. Princeton University press, 1986.

Mayas: guia de arquitectura y paisaje. The Maya: an architecture and landscape guide. Ciudad de Mexico, 2010.

Simon Martin, Nikolai Grube. Chronicles of Mayan Kings and Queens. Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. Thames & Hudson Ldt, 2000.

Кинжалов Р.В. Искусство древних майя. Л.: Наука, 1975.

Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Отв. ред. Кнорозов Ю.В. Л.: Наука, 1971.