КАКАО

     КАКАО, крупное дерево, в диком виде произрастающее на побережье Мексики, в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Достигает высоты 12 м. Ветви и листья располагаются по периферии кроны, где больше света. Плод крупный, ягодообразный, формой похож на лимон, но снабжён продольными бороздами, между которыми проходят валики; заключает от 20 до 60 крупных семян (какао-бобов), расположенных в несколько рядов и окружённых беловатой мякотью.

В культуре майя бобы какао имели следующие предназначения:

1. основа для изготовления одноименного напитка;

2. жертвенное подношение богам;

3. использование бобов в качестве счетов;

4. денежная единица;

5. сопровождающий инвентарь, который помещали в погребения.

Культура потребления какао была развита в обществе майя. Горячий какао ассоциировался с кровью, которая истекает из свежей раны и от нее исходит пар. Процесс приготовления напитка из бобов какао был трудоемким: зерна обжаривали, перемалывали на зернотерке, добавляли специи, замет смешивали с водой и нагревали. Особенно ценилась пена, которая в результате поднималась над напитком. Его наливали в специальные “шоколадные чайники”: сосуды с носиками, из которых пили пенное какао.

В представлениях майя о картине мира какао фигурирует в следущих контекстах:

1. Дерево какао – как Мировое древо, на котором произрастают плоды, зачастую имеющие форму человеческой головы. Подобный мотив иллюстрируется в эпосеПополь Вух в описании дерева с чудесными плодами, на котором вместо плодов находятся черепа;

2. в текстах “Формул возрождения” плод какао – как душа умершего человека, прошедшая ритуал очищения в загробном мире, чтобы переродиться в мире живых;

3. Дерево какао – как тело каймана или богини какао;

Данные представления отображены в изобразительном искусстве майя в следующих аспектах:

1. В монументальной скульптуре и мелкой

пластике – как тело каймана (стела 25 Исапы, панель храма Осарио Чичен-Ицы);

2. В монументальной скульптуре и росписях по сосудам – дерево, плоды которого имеют человеческие лица (мон. 21 Бильбао);

3. В мелкой пластике – изображения богини какао с плодами, произрастающими из ее тела;

4. В монументальной скульптуре и рукописях – плод какао как подношение божествам (мон. 4,5,6 Бильбао; Дрезденский кодекс);

5. Какао как декоративный элемент на тулове, венчиках и крышках погребальной керамики;

6. В росписях по сосудам и мелкой пластике – изображения животных с бобами какао на шеях, или же поедающих какао (в основном, обезьяна);

7. В росписях по сосудам – сцены потребления горячего какао;

8. Боб какао как изображение нуля в майяской системе счета.

Библиография:

Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. 1566. Перевод со старо-испанского, вводная статья и примечания Ю.В. Кнорозова. – М.: Книга по требованию, 2012.

Ершова Г.Г., Беляев Д.Д. Взбивая пену шоколада: Какао в древней Америке. – М.: Этерна, 2012.

Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. Истоки представления о модели мира. М.:Ладомир, 1999.