ЯГУАР (исп. Jaguar o tigre, майя Balam, Chacmool o Chacbolay)

     ЯГУАР (исп. Jaguar o tigre, майя Balam, Chacmool o Chacbolay), вид хищных млекопитающих семейства кошачьих, один из представителей рода пантеровых, который относится к подсемейству больших кошек. Единственный представитель рода на территориях Северной и Южной Америки. Ареал обитания простирается от южной границы США через всю Центральную Америку до севера Аргентины. Ведет одиночный образ жизни, является высшим хищником в регионе.

В культуре майя я. являлся одним из важнейших представителей сакральной фауны. Образ я. неизменно ассоциировался с правящим классом. В изображениях правителей и придворных сценах фигура царя часто изображается облаченной в шкуру я. Также шкурой кошачьего могли застилаться троны, которые в ряде случаем были изготовлены в виде я. (ягуарий трон из Чичен-Ицы). Также принесенных в жертву я. хоронили вместе с умершими правителями. Помимо ассоциаций с правителем, образ я. отождествлялся с войной: нередки случаи изображения воинов, облаченных в пятнистые шкуры, или же наделенных атрибутами животного.

В контексте представлений майя о картине мира я. имел следующие аспекты:

1. персонификация одного из созвездий Зодиакального круга;

2. существо, отвечающее за процесс очищения души умершего на “Большом пути”;

3. открытая пасть кошачьего как архаичный мотив символического изображения “Пещеры предков” (“ольмекская пасть”);

4. символ ночного солнца, периода затмения и подземного мира, т.к. я. обитает в глубине джунглей и ведет скрытный, преимущественно ночной образ жизни.

Связь образа кошачьего с заупокойным культом и загробным миром определяет наличие данного животного на многочисленных монохромных и полихромных погребальных керамических урнах. В виде голов кошачьих могли быть выполнены или объемный декор на тулове, ручки крышки, или ручки для переноса урны. В изображениях на расписной керамике я. редко изображается на четырех лапах. В основном животное изображается в антропоморфной позе.

Традиция почитания я. не исчезла с испанским завоеванием. Во многих современных индейских поселениях сохранились праздники с символическими элементами, которые ассоциируются с хищными кошачьими. Во время таких празднеств танцоры носят маски ягуара.

Библиография:

Del tiempo y los nawales. Con introducción, notas, glosarios y versión en español de Ruth Moya. Asociasión Maya Uk´ux B´e, Guatemala, 2012.

Michael D. Coe. The Maya Scribe and His World. The Groiler Club, 1973.

Oswaldo Chinchilla Mazariegos. Cotzumalguapa: la Ciudad Arqueologica El Baul – Bilbao – El Castillo. F&G. Editores, Guatemala, julio de 2012.

Oswaldo Chinchilla Mazariegos. Imágenes de la mitología maya. Primera edición, Guatemala, 2011.

Mamíferos de la Península de Yucatán. Editorial Dante S.A. de C.V. Mérida, Yucatán, 2da edición, Septiembre de 2009.

Zoología Hispanoamericana. Vertebrados. Publicada bajo la dirección de Luis Cendrero. Editorial Porrua, S.A. Av. República Argentina, 15, México, 1972.

Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. 1566. Перевод со старо-испанского, вводная статья и примечания Ю.В. Кнорозова. – М.: Книга по требованию, 2012.

Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. Истоки представления о модели мира. М.:Ладомир, 1999.

Ершова Г.Г. Духовные представления древних майя. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 2003. //www.dissercat.com/content/dukhovnye-predstavleniya-drevnikh-maiya

Кинжалов Р. В. Искусство древних майя. Л.: Искусство, 1968.

Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.-Л.: Наука, 1963.