6 марта 2023 года в Мехико скончался один из крупнейших мексиканских историков второй половины ХХ
века Энрике Флорескано.
Энрике Федерико Флорескано Майет родился в штате Веракрус в 1937 г. Обучался в Веракрусском
университете праву, а с 1958 г. параллельно заинтересовался историей. После окончания университета
(1960) он учился в магистратуре в Колехио Мехико (1962-1964) — важнейшем историческом учебном
заведении столицы, а затем отправился во Францию, где в 1965-1967 гг. писал докторскую диссертацию в
Практической школе высших исследований под руководством работавшего там итальянского историка
Руджеро Романо (1923-2002). Флорескано был частью формировавшейся тогда в Мексике под влиянием
французской историографии новой экономической истории. Его диссертация «Le prix du maïs au Mexico,
1708-1813» («Цены на маис в Мексике, 1708-1813») была посвящена проблеме развития новоиспанской
экономики в последний век существования вице-королевства.
Вернувшись на родину, Флорескано стал преподавать в Колехио Мехико, продолжая свои занятия
экономической историей. В 1969 г. на основе его диссертации вышла книга «Precios del maíz y crisis agrícolas
en México, 1708-1810» («Цены на маис и аграрные кризисы в Мексике, 1708-1810»), посвященная проблеме
предпосылок кризиса, охватившего Новую Испанию накануне Войны за независимость. Как всякий
сторонник «соцэка» автор полагал, что важнейшим фактором волнений в начале XIX в. был экономический
кризис. Он показал, что восстание Мигеля Идальго, с которого началась многолетняя борьба за
независимость Мексики, пришлось на период высоких цен на маис, усугубившихся засухой. В 1970-1973 он
был редактором журнала «Мексиканская история», которые в те годы стал важнейшей площадкой для
обсуждения экономической истории.
С 1971 г. он начал работать в Национальном институте антропологии и истории (INAH). Он возглавил
департамент (затем дирекцию) исторических исследований и провел одну из наиболее серьезных реформ в
сфере исторических исследований. Раньше сотрудники INAH занимались своими темами и просто
публиковались, Флорескано же ввел основанную на европейском опыте систему регулярных
исследовательских семинаров. Это сразу же привело к появлению большого числа новых публикаций и
способствовало сплочению корпорации профессиональных историков Мексики. С 1982 по 1988 Флорескано
был директором INAH, а с 1988 стал координатором исторических проектов Национальной комиссии
культуры и искусств, координировавшей все исследования в этих областях в стране, и несмотря на
различные административные реформы занимался этими сюжетами до 2018 г.
На протяжении 1970-х гг. Флорескано продолжал заниматься экономической и демографической историей и
опубликовал несколько важных монографий — «Estructuras y problemas agrarios de México, 1500-1821»
(«Аграрные структуры и проблемы Мексики, 1500-1821; 1971), «Origen y desarrollo de los problemas agrarios
de México 1500-1821» («Происхождение и развитие аграрных проблем Мексики, 1500-1821»; 1976) и
«Ensayos sobre la historia de las epidemias en México» («Очерки по истории эпидемий в Мексике»; 1980). В
1980-е гг. занялся проблемами историографии (книги «El poder y la lucha por el poder en la historiografía
mexicana» («Власть и борьба за власть в мексиканской историографии», 1980; «Historiográfica de México»
(отв. ред., 1988). Он выступает как яркий популяризатор идей французкой «новой исторической науки» в
Мексике.
В 1990-е годы Флорескано обращается к новой проблематике — историческая память и национальные
символы Мексики и пишет книги «Etnia, estado y nación, ensayos sobre las identidades colectivas de México»
(«Этнос, государство и нация: Очерки коллективных идентичностях Мексики», 1997), «La historia y el
historiador» («История и историк», 1997), «Memoria mexicana, ensayos sobre la reconstrucción del pasado»
(«Мексиканская память: Очерки о реконструкции прошлого», 2000), «Imágenes de la patria a través de los
siglos» («Образы родины на протяжении веков», 2005). Итоги размышлений о развитии и функциях
исторической науки были впоследствии обобщены в популярной книге «La función social de la historia»
(2012).
Параллельно с сюжетами исторической памяти в мексиканской истории Энрике Флорескано начинает
интересоваться аналогичными темами в истории доиспанской. Его интересует связь дискурсов власти,
мифологии, исторической памяти и коллективных идентичностей в культурах Мезоамерике. По этой теме
он пишет несколько важных работ «El mito de Quetzalcóatl» («Миф о Кецалькоатле», 1993), «Memoria
indígena» («Индейская память», 1999), «Quetzalcóatl y los mitos fundadores de Mesoamérica» («Кецалькоатль и
мифы об основании в Мезоамерике», 2004), «Los orígenes del poder en Mesoamérica» («Истоки власти в
Мезоамерике», 2009) «¿Cómo se hace un dios? Creación y recreación de los dioses en Mesoamérica» («Как
создается бог? Создание и пересоздание богов в Мезоамерике», 2016).
В этой связи Энрике Флорескано очень заинтересовали работы Ю.В. Кнорозова, с которым он познакомился
в Мексике в 1990-е годы. Об открытиях советского коллеги Энрике Флорескано неизменно высказывался с
глубоким уважением. В своей работе «Новое мексиканское прошлое» он оценил дешифровку письменности
майя как важнейшее событие в исторической науке второй половины ХХ века, которое сделало Кнорозова
одной из важнейших фигур мексиканской историографии.