08.10.24г. Г.Г. Ершова проведет семинар на тему «Самоорганизация Антропосистемы: к вопросу о законах исторического развития».

В соответствии с решением Научно-экспертного совета в РГГУ в целях стимулирования междисциплинарных исследований начинает работу постоянно действующий научно-методологический семинар для обсуждения актуальных проблем методологии социальных и гуманитарных наук.
Первое заседание семинара состоится 18.10.2024 г. (пятница) в 14.00. 
С докладом «Самоорганизация Антропосистемы: к вопросу о законах исторического развития» выступит Ершова Галина Гавриловна, доктор исторических наук, профессор, директор Учебно-научного Мезоамериканского центра имени Ю.В. Кнорозова исторического факультета Историко-архивного института РГГУ.
Приглашаем к обсуждению научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, интересующихся проблемами методологии социально-гуманитарного знания.
Возможно подключение к семинару онлайн по ссылке:
Войти Zoom Конференция
https://us06web.zoom.us/j/8711788639?pwd=ZmxpSUQ5SUtGOXJMSDl6eCtaM1VFQT09&omn=81705648134
Идентификатор конференции: 871 178 8639
Код доступа: 112455

Тезисы к докладу:

«Самоорганизация Антропосистемы: к вопросу о законах исторического развития»

Доклад представляет теорию самоорганизации Антропосистемы (АС), основанную на общих законах природы. Переход к социальной организации предопределяет возникновение нового уровня системных законов.
АС – может являться проблемным полем нескольких дисциплин – в силу междисципинарного и системного характера самого феномена. Такими дисциплинами могут быть практически все гуманитарные направления:
социология, психология, экономика, этнография, и т.д. Таким образом, АС воплощает мультидисциплинарную модель исторического процесса.

Оъектом антропосистемного подхода является целостная история человечества Земли. Внутри АС взаимодействуют подсистемы (самоидентифицирующиеся общества).                                                                                 

Как бы ни назывался исторический процесс (глобальная, универсальная, мировая, всеобщая история и т.д.), речь должна идти об истории человечества Земли, а, точнее, истории антропосистемы, где h.sapies обладает едиными, достоверно присущими только ему характеристиками познания и воздействия на окружающий мир. Где человек, выживая в агрессивной биосреде, в условиях роста населения и конкуренции соседей, создает сложную искусственную систему, обеспечивающую ему выживание – антропосистему (АС).

АС возникает из биосферы в качестве уровня системы (фито-, зоо-), которые, в свою очередь, выделяются из органического мира, являющегося формой самоорганизации неорганического мира, единого (по физико-
химическим свойствам) для микро- и макро- косма, неся в себе единые законы самоорганизации данной макросистемы, основанные на функциональной асимметрии (функция сохранения / функция изменения
состояния системы), приводящей к качественным изменениям системы за счет
изменения морфологии (смены форм симметрии). Все этой в полной степени
относится и к социосистеме.

АС — это фрагмент мироздания, саморазвивающаяся открытая подсистема, сформированная в процессе развития живой природы и эволюции homo sapiens, обладающая общими системными признаками фрактальности и бифуркации, определяемой катализно-ингибиторным пространственным компонентом. АС отличается от прочих целевым воздействием на окружающую действительность, артефактной организацией территориального пространства и наличием специфического информационного пространства. Устойчивость АС не одномоментна – она заложена в схему саморазвития и
зависит как от внешних переменных: эколого-природной среды, так и внутренних факторов, выражающихся в форме взаимодействия внутренних структур.

Механизмом, который организует и изменяет неорганический и органический мир, биосферу и АС, является борьба и единство асимметричных функций (сохранения и изменения) саморазвивающегося объекта,
выражающиеся в постоянном противоречии (смене взаимозависимых форм)между функциональной асимметрией и морфологической симметрией. Последние в каждой системе и подсистеме имеют собственное выражение, но обладают сходными типологическими характеристиками. Основным принципом самоорганизации, развития и устойчивости АС становится движение.               

Естественно возникает вопрос: каково выражение АС, доступное для познания? Если законы и константы Вселенной, а также переменные характеристики земной среды познаются только естественными науками, то АС, представляющая человечество Планеты, познается и естественными науками, соединяющие человека с биосредой, и гуманитарными – через изучение глобального исторического процесса с применением единых общесистемных требований к анализу, выходящему далеко за рамки «сравнительно- исторического метода».

При разработке мною около 15 лет назад принципов самоорганизации АС, исторический процесс на начальном этапе анализа был намеренно исключен, как объект заведомо не поддающийся формализации в рамках предложенной системы. [Иначе исследование запрограммировано попадает в ловушку некой существующей осевой парадигмы. А формально осью исторического процесса может стать не только способ производства, политика, культура или религия, но и все что угодно – зависит от поставленных исследователем целей]. Это позволило выделить «составные части и уровни» системы, а также законы, постоянно и непрерывно воспроизводящиеся на каждом из этих базовых уровней. А затем эти единые законы стали применяться для анализа дискретного исторического материала, естественным образом образуя «стыковочные» и бифуркационные узлы взаимодействия — причем как во времени, так и в пространстве, подчиняясь логике единого процесса: от до-спиенса (в любой версии) до современности и прогнозирования будущего.

Антропосистема — это человечество, само-организованное для освоения земного пространства. Эта стремящаяся к устойчивости система состоит из исторически сформировавшихся подсистем разного типа (объединения людей), каждая из которых следует по пути цивилизации с разной скоростью, но по единым законам и к единой цели: увеличение средней продолжительности жизни через познание и целенаправленное артефактное совершенствование окружающего мира. Последнее обеспечивается через: потребление энергоресурсов; усложнение моделей активной адаптации к окружающей среде; развитие научных знаний и технологий, включая социальные; использование инновационных эффекторов; опережающее социо- интеллектуальное воспроизводство новых поколений. Устойчивость как АС, так и подсистем обеспечивается постоянным развитием. Процесс преобразований АС непрерывен, а дискретность является только кажущейся, когда наблюдателю неясен сам принцип развития. Самоорганизация осуществляется на базе двух функций: функции сохранения исходного состояний системы и функции изменения состояния системы.