МАСКА

     МАСКА, атрибут, имевший большое значение в культуре майя. Существовали несколько предназначений масок:

1. Погребальные маски правителей. Выполнялись в мозаичной технике из полированных кусков жадеита, обсидиана, зеркального гематита, ракушки и кораллов. Зеленый цвет и жадеит ассоциировались с богом маиса, которого олицетворял собой император после смерти: как и бог маиса, он умирал и возрождался вновь. Маски помещались на лицо покойного правителя. Некоторые из них имели портретное сходство с покойным, некоторые были выполнены весьма абстрактно. Для изготовления таких масок так же использовались жадеитовые украшения (серьги, части ожерелий), которые правитель носил при жизни. Наиболее яркие примеры: маска К´инич Ханааб Пакаля I, погребальные маски Змеиных царей Калакмуля, маски из Цибанче.

2. Маски по типу шлема, использовавшиеся во время игры в мяч и во время сражений борцов. Иллюстрацией служит монумент 27 из Эль Баула (Коцумальгуапа), представляющий собой стелу с рельефным изображением двух борцов. Один из них носит маску-шлем в виде головы ягуара.

3. Маска как средство для впускания в тело духа. Согласно гватемальским легендам, надевая маску, танцор впускает в себя дух маски, который продолжает находиться в нем до окончания действа. До и после окончания танца следовало проводить обряды очищения. Так как через маски с людьми контактируют духи, к этим предметам относились бережно и с уважением.

Традиции танцев с масками сохранялась среди майя на протяжении колониального периода и дошла до наших дней. Один из подобных танцев – танец ягуара.

Библиография:

Del tiempo y los nawales. Con introducción, notas, glosarios y versión en español de Ruth Moya. Asociasión Maya Uk´ux B´e, Guatemala, 2012.

Кинжалов Р.В. Искусство индейцев майя. Л.: Наука, 1975.

Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Отв. ред. Кнорозов Ю.В. Л.: Наука, 1971.